📝 О ПОДМЕНАХ В ПОНЯТИИ "КОСВЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ" #вопрос_ответ@sadhuswami Вопрос: Харе Кришна! Вы говорили, что йога-вритти, когда мы мистикой себя покрываем, что тайна какая-то. Можете прокомментировать: занимаюсь косвенной проповедью и хотел бы протестировать есть там это или нет? Как я понимаю, косвенная проповедь – мы привлекательный заголовок ставим, чтобы человек заинтересовался: «О, что там?» Грубый, может, пример: «Манговый биотоник – стоп-стресс», а по сути всё подведет к тому, что надо читать Бхагаватам. По сути, там есть вот этот мостик. Получается, мы тайну какую-то создаём и постепенно к чему-то правильному приводим. Не является ли это йогой-вритти? Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Нет. Йога-вритти – это создание кумира, особого человека, который обладает особыми способностями. Здесь у вас какая ситуация? Вы просто говорите о практических вещах, вы говорите с позиции вигьяны. Если вы, например, напишите, что лекция будет об Абсолютной Истине. Все скажут: «Какая Абсолютная Истина? У нас реальная жизнь, какая Абсолютная Истина?» То есть, это никого не привлечет. Может, привлечет какое-нибудь странное существо, которое не социальное, а витает в облаках: «А что это такое – Абсолютная Истина? Надо обогатить свой багаж облачности», — забредет к вам на лекцию. Но нормальные люди, практичные не зайдут. А когда вы с позиции вигьяны представляете духовное знание, вы будете такие заголовки писать – антистресс. Но тест какой? Это не заманиловка просто должна быть. Они пришли – вы их заманили антистрессом, а потом им говорите: «Ну, со своим стрессом вы сами справляйтесь, а я вам сейчас двину гьяну». Вот это будет уже манипуляцией. Поэтому, если пишите, что антистресс, объясняйте, как Бхагаватам реально избавляет от стресса. Вопрос из зала: Постепенно можно в прямую проповедь выходить, не рывком? Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Это принцип Шрилы Прабхупады – входите, как иголка, выходите, как плуг. А не так, что входите, как плуг, а выходите, как побитая собака, понимаете? Это не принцип Шрилы Прабхупады. И вообще мне этот термин «косвенная проповедь» не нравится. Что за косвенная проповедь? Есть просто практическая проповедь, просто проповедь. Что значит косвенная? Голос из зала: С косвенной темы начинаем, не сразу… Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Да вы поймите, если для меня все эти темы связаны с Кришной, это прямая проповедь. Я как раз говорю, что у нас сознание Кришны асоциально. Мы любые социальные вопросы считаем, что это косвенное, что это не связано с Кришной. Это есть прямая проповедь, это есть идеология Бхагаватам – говорить о Кришне так, чтобы Кришна был социален, т.е., чтобы был воспринимаем на уровне чувств, на уровне пратьякши. Иначе, это просто гьяна-вритти, т.е. что-то такое, что для живых существ неприемлемо. Именно поэтому Нарада Муни пришел к Вьясадеве, потому что Вьясадева был удручен – он дал процесс кармы и процесс гьяны, но процесса чистой шуддха-бхакти он не дал. И что это означает? Это означает, что он поощрил людей либо к кармической деятельности, ради удовлетворения своих чувств, либо к какому-то отвлеченному философствованию, которое пригодно для единиц, для небольшого количества людей. А что же остальные? Поэтому нужно было дать знание о Боге таким образом, чтобы оно было вкусно для карми, для обычных людей. Вот это идеология Бхагаватам. И поэтому, если мы называем социальную проповедь косвенной, то тем самым, мы даем понять, что это что-то нечистое, компромисс какой-то с чистым бхакти. Никакой это не компромисс, компромиссом это является только в том случае, если мы сами не видим связей, тогда это компромисс. Лучше вообще тогда этого не делать, потому что это просто обман людей. Е.С. Бхактиведанта Садху Свами, лекция по Бхагавад-гите, 6.8, Барнаул, 2015-09-19