💟 ВРИНДАВАН - МОЙ ДОМ 28 марта 2013 года, на следующий день после Гаура Пурнимы, светлая душа, ученица Шрилы Прабхупады, мать Иша оставила тело. ✅Ниранджана Свами (из лекции Москве 9 Сентября 2012 года): "Она моя духовная сестра, инициированная ученица Шрилы Прабхупады. Ее зовут Иша Деви Даси. Ей сейчас девяносто пять лет. Она присоединилась к движению сознания Кришны, когда ей было пятьдесят пять. В то время, в начале 1970-х годов, большинство людей, присоединившихся к движению сознания Кришны, были меньше половины ее возраста. Очень редко люди ее возраста присоединялись к движению, переезжали в храм и полностью посвящали себя преданному служению. Что уж говорить о том, как необычно для нее было жить с молодыми людьми - общаться с ними и служить с ними. Она всем была как мать. Ей было нелегко жить в таких условиях. В начале 1970-х она жила в нашем храме в Нью-Йорке. В то время BBT, книжный фонд Бхактиведанты, еще не был создан. Раньше это называлось ISKCON Press. Все было прямо там, в Нью-Йорке - вся допечатная подготовка, даже печать, хранилище для книг Прабхупады - все было прямо там, в Нью-Йорке. Служением Ишы была транскрипция. Она получала переводы и комментарии Прабхупады на пленку, и она была первым, кто их слушал и расшифровывал. В нашем журнале «Назад к Богу» в 1974 году была ее фотография. Она сидит со своей обычной яркой лучезарной улыбкой, в огромных наушниках, и она печатает, слушая слова Прабхупады. Некоторое время это было ее служением. Но чуть позже ISKCON Press переехала в Лос-Анджелес. Все переместилось и превратилось в «Книжный фонд Бхактиведанты», но Иша туда не поехала. На какое-то время ее отправили в Индию, где она служила в нашем храме в Бомбее, заботясь о Туласи-деви. В то время я не знал Мать Ишу. Она была в Нью-Йорке, когда я был в Бостоне. Я познакомился с ней, когда был президентом храма в Бостоне. Я стал президентом храма в 1979 году. В то время она больше не жила в храме. Она жила примерно в 100 километрах к югу от Бостона. Ей было трудно жить в храме. Ее тело старело. Храм не мог удовлетворить ее личные нужды. Поскольку ей было где жить к югу от Бостона, она решила переехать туда, где жила одна. Ранее она была замужем за человеком, который был известным профессором математики в одном из университетов Массачусетса. Но он уже умер, а детей у них не было. И она жила одна до конца своей жизни. Но она очень часто приходила в храм - сколько могла. Она приходила и служила в храме. Она часто приходила в храм и рассказывала мне, чем занимается дома, и рассказывала мне о своей проповеди. Мать Иша всегда делала одно, и это самое замечательное ее качество: она не говорила ни о чем, кроме Кришны и Прабхупады. Я никогда не слышал, чтобы она говорила ерунду. Я никогда не слышал, чтобы она говорила о других критически. На самом деле, однажды она сказала мне что-то о ком-то другом. Она сказала: «Я обеспокоена; кажется, он в майе». Но это было единственное, что я слышал от нее о ком-то другом. Она довольно часто приходила ко мне в офис. Как только она входила в храм, если там были гости, она немедленно начинала проповедовать им. Ее проповедь была очень простой - очень простой, но очень чистой. Она всегда носила в карманах карточки с мантрами Харе Кришна. Всякий раз, когда она встречалась с кем-нибудь, она сразу же говорила: «Ты можешь спеть это со мной?» Она была пожилой женщиной, поэтому вызывала некоторое уважение. Итак, она делала это в храме, но, как я позже выяснил, она делала это, где бы она ни жила, куда бы она ни пошла. У нее всегда были книги, брошюры, карточки с мантрами, и она всегда подходила к людям, говоря: «Пожалуйста, спойте это со мной». А затем: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Затем она смотрела на них и говорила: «Ты сможешь сам спеть?» Люди были так обезоружены. Они не могли ничего сказать… Они просто повторяли. У нее не было времени говорить ни о чем другом. Ее проповедь всегда была очень простой - но глубокой. Она говорила: «Кришна - Верховная Личность Бога. Он может дать все, потому что Он Верховный Господь. Если вы примете у Него прибежище, Он может все. Он позаботится обо всем, что вам нужно ». Она говорила, исходя из собственного осознания. Это не было претенциозно. Это было ее осознанием, потому что ей было очень трудно жить одной. У нее не было много денег; она жила очень и очень просто. В своей жизни она пережила множество трудностей. Она потеряла многих членов семьи. Она жила в городе под названием Хианнис. По сути, она была там главным проповедником. Куда бы она ни пошла, у нее были книги Прабхупады. Когда бы она ни шла в магазин, чтобы что-то купить, у нее всегда были книги Прабхупады и карточки с мантрами. И всем, кого она встречала, она всегда давала книги и проповедовала им. Постепенно она привлекла некоторых людей, и они захотели узнать больше о Прабхупаде и Кришне. Всякий раз, когда появлялась группа людей, которых она знакомила с сознанием Кришны, она приглашала меня: «Пожалуйста, спустись и прочитай этим людям лекцию». Так продолжалась ее жизнь довольно много лет. И она продолжала очень регулярно приходить в храм - каждое воскресенье. Она часто шила. Ей нравилось шить, поэтому она шила вещи для преданных и для Божеств. Ей нравилось делать шапочки для Прабхупады, потому что она всегда видела эти шапочки на Прабхупаде на его фотографиях. Когда она увидела Прабхупаду лично, он был одет в свою знаменитую «шапочку Прабхупады», которую он повязывал под подбородком. Каждую неделю, когда она приходила, она всегда приносила эти шапочки брахмачари и другим преданным в храме. И также она ​​любила делать мешочки для чёток. В храме все были в шапочках Прабхупады. Она была из тех женщин, которым невозможно отказать. Если она просила вас взять шапочку, вы должны были взять ее и сразу же надеть. Она сразу же улыбалась; это делало ее такой счастливой. Она была так счастлива, потому что была так благодарна за то, что смогла оказать услугу преданным. Такова была ее жизнь - просто делать какое то служение по средствам. Как только она входила в храм, Она сообщала мне о своей проповеди. Затем она немедленно отправлялась в душ, надевала чистую одежду и спускалась в комнату для пуджари, чтобы погладить всю одежду Божеств. Она гладила носовые платки, и одежду Божества. Она оставалась в комнате для пуджари, пока не начиналась программа воскресного пира, а затем выходила и проповедовала гостям. Она проповедовала гостям все время во время воскресной программы. Она принимала только немного прасада; она никогда не ела много, потому что была очень занята проповедью. Она просто получала немного маха-прасада, потому что хотела служить в полную силу, пока была в храме. Потом она шла домой. Каждое воскресенье она ездила домой на автобусе за 100 км до поздней ночи. Шли годы, и немногие преданные в храме знали ее, особенно когда ей становилось слишком трудно приходить в храм. Но я не хотел, чтобы кто-нибудь забыл о ее существовании. Поэтому я всегда либо отправлял электронное письмо, либо звонил, либо всякий раз, когда я приходил, я говорил: «Где мама Иша? Как у нее дела?" И я слышал: «О, мама Иша? Мы ее давно не видели. В то время ей было уже за восемьдесят. В моем сердце всегда был самый большой страх, что эта женщина может покинуть планету, и никто об этом не узнает. Она становилась слишком старой, чтобы ездить на автобусе в Бостон. Но она все еще делала все, что могла. Фактически, дошло до того, что ей стало очень трудно даже делать основные покупки. Она встретила одну женщину в магазине по продаже диетических продуктов. Иша проповедовала этой женщине, потому что она работала в магазине здоровой пищи, куда Иша ходила довольно регулярно. Постепенно она обнаружила, что Иша живет одна, что она преданная, ученица Шрилы Прабхупады и что все, о чем она будет говорить, - это Кришна и Прабхупада. Эта женщина начала чувствовать, что хочет оказать служение Матери Ише. Она начала покупать еду матери Ише, чтобы ей не приходилось выходить на улицу. Эта женщина заботилась обо всех личных потребностях Ишы. Ее так тянуло к ней, что она не могла не служить ей. Я узнал об этом в 2006 году. Эта женщина ​​позвонила в Бостонский храм и оставила сообщение на автоответчике. Она сказала: «Я не знаю, правильный это номер для звонка или нет, но я хотела сказать вам, что здесь, в Хианнисе, есть женщина, ее зовут Иша Деви Даси. У нее только что случился инсульт, и она в больнице. Я думала, вам будет интересно это услышать. Также она оставила свое имя и номер телефона. К сожалению, в то время в храме никто не знал, кто такая Иша. Но, к счастью, я был в то же время в Америке, поэтому я позвонил в храм, и кто-то в храме сказал: «Кто-то оставил сообщение о некоей Ише Деви Даси, у которой только что случился инсульт». Я сразу позвонил, и Сэнди рассказала мне что Иша перенесла инсульт и находится в больнице. Сэнди нашла Ишу внизу лестницы, где она лежала без сознания. Она сказала, что Иша в настоящее время находится в больнице, что она не в сознании, но врачи надеются, что она скоро придет в сознание. Как оказалось, она очень скоро пришла в сознание. Но в результате инсульта врачи выяснили, что это был один из многих перенесенных ею инсультов. Врачи сказали, что до этого Иша перенесла как минимум пять или шесть инсультов. Этот конкретный удар полностью лишил ее памяти. Она не знала, кто она такая; она не знала ее имени; она не знала, где живет; она никого не помнила; хотя, по словам Сэнди, она утверждала, что помнила меня. Она также вспомнила еще одного преданного - его звали Дамодара - который также служил вместе с ней в бостонском храме. Я спросил Сэнди: «Где она? Могу я приехать и увидеть ее? Она сказала: «Будет лучше приехать к ней, когда ее доставят в реабилитационную больницу. Ее переведут туда через два дня ». Итак, через два дня я позвонил, чтобы узнать, была ли там Сэнди и могу ли я встретиться с ней и увидеть Ишу. В то время Сэнди была прямо там, в комнате с Ишей. Она ответила на звонок. Я представился, и она сказала Ише: «Иша, это Ниранджана Свами. Вы помните Ниранджана Свами? «Иша, скажи что-нибудь Ниранджане Свами». «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Слава Шриле Прабхупаде! » Это то, что она сказала. Затем она вернула телефон Сэнди. Она пела именно так, в той мелодии, и с большим энтузиазмом. Я сказал Сэнди: «Похоже, она потеряла не всю свою память». Но Сэнди сказала: «Похоже, это все, что она помнит». Поэтому я сказал: «Но может быть все не так плохо». В тот день я пошел навестить ее с другим преданным. Она была там в реабилитационной больнице, и врачи учили ее есть, потому что она забыла, как есть, учили ее одеваться, ходить, она разучилась ходить. Она не могла вспомнить ничего из этого. Некоторое время мы ждали, пока она проходила терапию. И вот, наконец, ее привезли в комнату, где мы ее ждали. У нее был очень пристальный взгляд; она смотрела на меня. Я начал говорить с Матерью Ишей: «Харе Кришна. Как вы?" В какой-то момент мы сидели и разговаривали с ней, мы пытались вернуть ее память. Одна из медсестер подошла к Ише, села напротив и сказала: «Эдит, где ты живешь? Где твой дом, Эдит? И Иша спросила: «Мой дом? Очень медленно, обдуманно, но невинно она произнесла: «Вриндаван». Медсестра не могла понять. Она сказала что-то вроде: «Я думаю, она сказала Чикаго». Иша сказала: «Нет. Вриндаван - мой дом ». Потом мы сидели и разговаривали с Сэнди. Сэнди рассказывала нам историю о том, как она познакомилась с Ишей. Я сказал: «Вы много служите. Вы должны быть преданная ». Она сказала: «Преданная? Я не знаю, кто такой преданный. Все, что я знаю, это то, что она говорит о Кришне ». И она сказала: «Все, что я знаю, это то, что я люблю Ишу. И если любовь к Ише означает, что я преданная, тогда я преданная». Внезапно к столу подошла другая медсестра, и Иша подняла глаза и строго спросила: «Вы вегетарианка?» И Сэнди начала хлопать в ладоши: ​​«Это та Иша, которую я знаю». Она была так счастлива. Она сразу сказала: «Иша возвращается. Это Иша, которую я знаю. Она всегда проповедует». Между тем медсестра была просто поражена. Она не знала, что сказать. Она сказала: «Ну, я стараюсь не есть красное мясо». Иша не была удовлетворена. Она лишь недовольно посмотрела на нее, но больше ничего не сказала. Дамодаре пришлось объяснять ей преимущества вегетарианства. Женщина ушла, сказав: «Что ж, сейчас я серьезно подумаю о том, чтобы стать вегетарианкой». Я спросил Сэнди: «Где ее чётки? Сэнди сказала: «На самом деле, нет. Ее чётки сломались, когда она упала с лестницы во время удара. В это время мать Иша внимательно смотрела на мешочек для бус одного преданного. Хотя мы пытались заставить ее общаться, она просто не сводила глаз с мешочка для бус. Итак, преданный, Ямуна Дживана, отдал свою сумку с четками Ише. Иша выглядела как маленькая девочка, которая только что получила рождественский подарок, которого она ждала весь год. Она сразу же сунула руку в мешочек для четок и просто начала петь: «Харе Кришна, Харе Кришна…» Она не замечала ничего, что происходило в комнате. Она просто оставалась в таком состоянии до конца визита, просто повторяя джапу, как будто она так долго ждала тех четок. Примерно через шесть лет мы снова посетили её. Ее вкатили в комнату. Я видел, что она намного старше. Когда я разговаривал с ней, она была намного менее отзывчивой. Ее память практически полностью стерлась. Когда я разговаривал с ней, я говорил: «Иша, расскажи мне что-нибудь о Прабхупаде. Расскажи мне что-нибудь о Кришне ». Она просто пристально смотрела на меня - в глаза - но ничего не могла сказать. Поэтому я решил пойти к медсёстрам и спросить их, могут ли они рассказать мне о ее нынешнем состоянии. Я рассказал им, кто я и как знал ее почти сорок лет. Мне сказали, что на самом деле утро - очень плохое время дня, чтобы заставить ее говорить, потому что она очень, очень устала. Медсестра сказала: «Но если ты придешь днем, она споёт тебе песню Кришны». Я сказал: «О, действительно?" Я сразу же оживился, потому что знал, что она все еще воспевала. Я не мог представить, что Мать Иша не воспевала Харе Кришна. Итак, я снова вернулся в комнату, взял ее за руку, и она тут же очень крепко схватила меня за руку. Я сказал: «Мать Иша, Харе Кришна». И она посмотрела на меня и сказала: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна…» Она полностью повторяла мантру. Она делала это несколько минут. Но мы не могли заставить ее сказать ничего, кроме маха-мантры. Это все, что она могла сказать. Мы видели, что она очень устала, поэтому через сорок пять минут решили, что уйдем и попробуем вернуться в полдень. Когда мы выходили из дома престарелых, одна из медсестер краем глаза заметила меня - я был одет в свою одежду саньяси - она ​​помогала группе пожилых людей сесть в фургон. Она подошла ко мне и спросила: «Кого ты пришел увидеть?» Я сказал: «Я здесь, чтобы увидеть Эдит Грейвс». Она сказала: «Я знала это. Я люблю эту женщину. Все в этом здании любят эту женщину. Она самый миролюбивый человек, такая спокойная. Она никогда не жалуется. Каждую пятницу мы собираемся и вместе поем патриотические песни. И она ведет всех в песне Кришны ». Всю группу людей, она просто начинает вести их в киртане. Она просто повторяет Харе Кришна, и все просто следуют ей и повторяют вместе с ней. Была еще одна пожилая женщина в инвалидном кресле. Ее везли в фургон. Она немедленно протянула руку и сказала: «Очень приятно познакомиться. Меня зовут Кей. Я тоже люблю эту женщину. Эта женщина - настоящий провод под напряжением. Когда она с таким энтузиазмом начинает петь эту песню о Кришне, всем просто нужно петь. Все должны петь с ней. Скажите, сколько ей лет? Никто не знает, сколько ей лет». Я сказал: «Ей девяносто пять лет». Я горячо поблагодарил их и сказал: «Спасибо, что поделились со мной этими историями об Ише. Это так много значит для меня. Мы обязательно вернемся ». Я думаю, что Кришна забрал все, но у нее есть все, что ей нужно для безупречной жизни. Ей не нужно думать о своем теле, она ни на что не жалуется, ей не нужно ни о чем думать, потому что единственное, о чем она может думать, - это святое имя.